Огюст Роден и Камилла Клодель.. История одной страсти
Отдаваясь
полностью, до опустошения, мужчине ради его процветания, рискуешь
оказаться в клинике для умалишенных. Знала ли очаровательная,
мечтательная и талантливая Камилла Клодель, что ее постигнет именно
такая судьба?..
Я избрана… -
Я чувствую, что избрана для чего-то высокого. – Секретничала маленькая
Камилла со своим младшим братом Полем. Девочка быстро-быстро переминала
пальчиками податливую мокрую глину, и тут же в крохотных ручонках
рождались поистине великолепные фигурки. Когда они высохнут, их можно
будет показать отцу, ведь только он не запрещал любимой дочке
«заниматься ерундой». Строгая мать со своими пуританскими взглядами лишь
в бессилии опускала руки. читать далее
Семейство
Клодель было состоятельным и уважаемым. Глава семьи Луи-Проспер Клодель
занимался недвижимостью и считался во французской провинции Шампань
зажиточным буржуа. Когда старшей дочке Камилле исполнилось 17 лет, мсье
Клоделя-старшего дела заставили переехать в Париж. Вот тут девушка и
заявила ошарашенным родителям, что намерена уйти из дома, чтобы освоить
профессию… скульптора. Впрочем, отец был отчасти «повинен» в таком
решении дочери, ведь именно он привел домой известного скульптора
Альфреда Буше с целью показать «занимательные» фигурки, которые лепила
Камилла. «Странно, - небрежно заметил маститый Буше, - они великолепны, и
совершенно в манере Родена. Как, вы о нем не слышали? Это самый
скандальный современный скульптор Франции». И вот Камилла
посещает академию Коларосси, учится профессиональному ваянию. Опекун
Буше представляет ее директору школы изящных искусств. Разглядывая
исключительные и оригинальные работы юной Клодель, он вскрикивает: «Вы
учитесь у господина Родена? Нет? Странно и удивительно!» - Так кто же, черт возьми, этот Роден, с которым меня все время сравнивают?
Мне хочется тебя лепить А
сорокалетний Роден оказался таким, как его описывали. Огюст был
коренаст и очень энергичен. Большие, мощные, с гибкими пальцами кисти
рук были созданы природой специально, чтобы творить магические шедевры.
Когда он увидел двадцатилетнюю Клодель, пришедшую к мастеру «наниматься»
в помощники, с ходу изрек: «Вы согласны убирать глину и гипс?» Конечно,
она была согласна. Взглянув на сурового мастера один раз, Камилла
поняла, что пропала. А голову Родена за показной суровостью одолевали
лишь одни мысли – ему хотелось ее лепить. Это юное существо впервые
по-настоящему пробудило в нем мужчину.
Камилла
приходила в мастерскую Родена каждый день, подметала и убиралась в
творческой мастерской, месила глину. А Огюст думал только о том, чтобы
увидеть ее тело. Но он почему-то не мог справиться с неведомым ему
чувством робости. «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого
густо-синего цвета, как у красавиц на портретах Боттичелли. Большой
чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на
плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской
веселостью», - умели мужчины в далеком XIX веке красиво описать женщину.
Развратница Когда
слухи о близости зрелого мужчины и юной девушки дошли до строгой нравом
мадам Клодель, она отреклась от «дочери-развратницы». Но Роден и
Камилла назло всем наслаждались обществом друг друга. Именно тогда
появились его бессмертные шедевры «Вечная весна», «Поцелуй», «Данаида»,
«Сирены», «Мысль», «Аврора»… Любовь к учителю обожгла душу Камиллы, она
упивалась его похвалой. Еще тогда, при первой их встрече, Огюст с
изумлением обнаружил поразительное сходство их работ. А сейчас он
доверяет ей завершать свои работы.
Очень
скоро из ученицы она превращается в помощницу. Роден в ту пору
полностью поглощен замыслом и исполнением “Врат Ада”, навеянной
“Божественной комедией” Данте. Камилла принимает в этой работе двойное
участие: она и позирует, и компонует; Роден доверял ей лепить ноги и
руки в больших композициях. Зная, какое значение придавал Роден рукам,
это можно счесть высокой оценкой. Присутствие Камиллы было радостью еще
неизведанной. Она была для него олицетворением всего, что он мечтал
встретить в женщине. Он сразу распознал в ней природный талант
скульптора, но не ожидал встретить в ней женщину, которую страстно
полюбит и с которой сможет делиться своими помыслами. Камилла была
начитанной, хорошо образованной. Ее интеллект был для него загадкой. Она
была для него источником вдохновения. . Про то, что она талантливый
скульптор, Камилла не думала или старалась забыть. А под их общими
творениями стояла только одна подпись – «Роден». Публика рукоплескала
шедеврам и мастеру, не догадываясь, что в этом есть заслуга помощницы
маэстро. Многим скульптурам она «отдала» свое лицо и тело, бесплатно
(какие деньги, когда царит любовь!) часами позировала обнаженной в
ледяной и промозглой мастерской. Но для нее это было самое счастливое
время.
Роман не истощает творческие силы любовников – напротив,
стимулирует их. В стиле Родена обнаруживаются лирические мотивы. Он
начинает новый цикл, включающий “Вечного кумира”, “Данаиду” – прекрасное
произведение, моделью для которого служила Камилла, “Сирен” и
“Поцелуй”. Лицо возлюбленной, как и ее тело, преследуют его подобно
наваждению; свидетельство тому – “Мысль”, “Аврора” и просто серия ее
портретов. На это время приходится взлет популярности Родена.
Слишком горда, чтобы ревновать Они
прожили вместе уже достаточно долго, когда до Камиллы стали доходить
слухи о некой Розе Бере. Сам Роден развеял их – это «всего лишь» старая
подруга, от которой у него подрастает сын. Они давно охладели друг к
другу, но бросить Розу Огюст не может – гражданская жена очень больна,
его уход просто убьет бедняжку. А что до страданий Камиллы, ничего, она
девушка молодая, потерпит.
И
Камилла никогда не давала знать любовнику, что ревнует, она была
слишком горда, чтобы опускаться до ревности. «Кто такая Роза? – думала
Клодель. – Просто невежественная крестьянка, умеющая разве что
кашеварить и мести полы. А я – скульптор!» Но ее задевало то, что Огюст
ни разу не сказал ей слов любви. «Я леплю тебя. Леплю как самую
совершенную женщину. Ты – все, что у меня есть».Кто я?
Не
жена, не любовница, не содержанка, не скульптор, а просто помощница
великого Родена и сестра Поля Клоделя, ставшего к тому времени известным
поэтом, дипломатом, художником и академиком. Ей уже за тридцать, а эти
«чины» не делали чести Камилле. За десять лет всепоглощающей любви и
работы на обожаемого мастера, она почувствовала себя совершенно
опустошенной. В обществе судачили о тяжелой болезни мадемуазель Клодель.
И лишь Поль, ее брат и единственный друг, знал, что сестренка ждала от
Огюста ребенка, но тот заставил ее сделать аборт. «Благодаря» такой
экзекуции Камилла не могла иметь детей. Вернувшись после тяжелого
лечения в их особняк и взглянув на стареющего Родена, она с ужасом
осознала, что былого чувства нет. Его словно вырезали с неродившимся
малышом. «Я ухожу», - произнесла Камилла и растворилась в ночи. Роден
был уверен, что она вернется. Но на этот раз он ошибся, муза покинула
его навсегда. «Я уверен, что она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и
плача, осознав, что стала жертвой собственной гордыни», - это все, что
мог ответить злословцам осиротевший Роден.Я смогу сама Камилла
сняла на одном из Парижских бульваров небольшую мастерскую, которая
служила ей и постоянным жилищем. Она неистово работала и выставлялась на
Осеннем салоне и Всемирной выставке. Но вскоре прекратила участвовать и
в них, несмотря на хвалебные статьи. Причина тривиальна – в этих же
залах выставляют работы Огюста, а в газетных откликах ее имя непременно
перекликается с Роденом. Тот предлагал ей помощь, рекомендовал бывшую
пассию состоятельным покупателям, но Камилла отвергала все предложения и
всяческую помощь – «Я хочу вырваться из-под его власти».
На
Родена продолжает сыпаться золотой дождь, который когда-то помогла ему
обеспечить Камилла. Сама же, поддавшаяся ранней старости Клодель ходит в
дырявых ботинках и рваном платье. Она отказывается от приглашений на
приемы, потому что ей нечего надеть. Вернуться в родительский дом она не
может – давно от него насильно отрешена. Поль, вернувшись из
командировки по Востоку, был поражен, увидев вместо очаровательной и
мечтательной сестрички растрепанную и чумазую женщину: «Сегодня ночью
меня пытались ограбить и убить. Я знаю, это все Роден. Я узнала в одном
нападающем его натурщика, а утром они подсыпали наркотик в мой кофе!» В
мастерской царил настоящий хаос – горы осколков от разбитых статуй,
грязная паутина свисает с потолка и стен. У бедного Поля волосы
на голове встали дыбом – ведь всего несколько месяцев назад сестра была
совершенно нормальна. Он стал жить с ней под одной крышей, но вскоре не
выдержал, осознав, что без врачебной помощи здесь не обойтись – его
сестра сошла с ума. Полю было страшно наблюдать за тем, как Камиллу, его
любимую сестренку, насильно затаскивают в карету скорой помощи, которая
должна была доставить пациентку в дом для умалишенных. Камилла до
последнего кричала о Родене… Спустя несколько лет врачи,
наблюдавшие за знаменитой пациенткой, написали матери Камиллы, что
девушка не буйно-помешенная и ее можно забрать домой. «Если нужно
увеличить взнос на ее содержание, я охотно это сделаю, только прошу вас,
оставьте ее у себя… Она – существо порочное. Я не хочу ее больше
видеть. Она придерживается самых сумасбродных взглядов», - это был весь
ответ матери…Не та, другая Роден
же вернулся к своей гражданской жене и официально женился на ней, чтобы
после его смерти у той не возникло проблем с оформлением наследства. А
незадолго перед своей смертью он пожертвует 500 франков на содержание
Камиллы в сумасшедшем доме, когда как благодаря бывшей музе смог
заработать куда большие деньги. Мастер страдал провалами в памяти,
перенеся инсульт. Находясь в бреду, он спрашивал, где его жена. Когда же
Роза припадала к нему, он ее отталкивал: «Нет, не эта, другая».
А
Камилла пережила всех – Родена, Розу, к которой старалась не ревновать
мастера. Она провела в больнице для умалишенных тридцать лет и умерла
80-летней старухой. «У мадемуазель Клодель, - как было написано в
заключении, - к моменту кончины не обнаружилось ни одной личной одежды,
ни ценных бумаг».Автор: Эллис Яузен http://konca.net.ua/they/roden-i-klodel/printpage/
Комментариев нет:
Отправить комментарий